Будующие изменения в налогообложении с продажи недвижимости

Создана 15.01.2015 09:54:40
Минфин пересматривает налоги с продажи недвижимости

Минфин пересматривает налоги с продажи недвижимости

Минфин предлагает изменить порядок взимания налога с продажи жилья. Эта инициатива вслед за введением налога с продаж и единого налога на недвижимость в очередной раз увеличивает налоговое бремя для граждан.
Министерство финансов опубликовало на "Едином портале размещения информации о правительственных законопроектах" разработанные ведомством поправки в Налоговый кодекс РФ. Вынесенный на обсуждение законопроект предполагает изменение порядка взимания налога, который уплачивают граждане с продажи недвижимости. Главная цель предложенных изменений — заставить россиян отказаться от покупки инвестиционных квартир или хотя бы заставить их платить налоги с полученного дохода.

 

С одной стороны, предложение Минфина содержит значительное послабление для налогоплательщиков. В случае, если вы продаете свое единственное жилье (квартиру или жилой дом с участком), предлагается полностью освободить вас от уплаты подоходного налога (НДФЛ), который в других случаях составляет 13% от размера полученного дохода.

 

Напомним, сегодня действует правило, что от уплаты налога вы освобождаетесь только, если стоимость проданной недвижимости была меньше 1 млн рублей, или вы владели ею больше 3-х лет. При продаже гражданином единственного жилья Минфин предлагает отказаться от этих условий — в случае принятия законопроекта никакого налога собственнику платить не придется, можно продавать и покупать квартиры хоть каждый день.

 

Налог на второе жилье

 

Другое дело, если вы продаете квартиру, которая у вас не единственная, или в добавок к имеющейся квартире у вас есть в собственности еще и дом в деревне. Здесь порядок налогообложения предлагается в корне поменять, причем не в пользу собственников жилья. Процедура взимания налога в этом случае предлагается такая замысловатая, что в случае, если инициатива Минфина дойдет до стадии Федерального закона, собственникам придется долго разбираться под какой налог подпадает их собственный случай.

 

Итак, при продаже второго жилья гражданину придется заплатить налог в размере 13% от полученной за него суммы, если соблюдается одно из условий: недвижимость стоит больше 5 млн рублей или гражданин владел ею меньше 3-х лет. Казалось бы, почти ничего не меняется — разве что под налогообложение попадают владельцы дорогой недвижимости. Но дьявол, как водится, в деталях.

 

Минфин предлагает регионам самим решать, каким параметрам должно соответствовать второе жилье, чтобы при его продаже не попасть под налогообложение. То есть субъекты могут ужесточить условия необлагаемого налогом минимум, как уменьшив стоимость жилья (не везде же квартиры такие же дорогие, как в столице), так и увеличив срок владения им (до 10 лет). Очевидно, что региональные власти, для которых НДФЛ является одним из основных источников дохода, не будут стесняться в ужесточении условий необлагаемого налогом минимума.

 

Занизить цену не получится

 

Помимо этого основного нововведения, законопроект содержит ряд уточнений, часть из которых немного облегчают участь собственников недвижимости, другие же наоборот ликвидируют все остающиеся лазейки, позволяющие им избежать уплаты подоходного налога. Так, предложения ведомства содержат норму, позволяющую гражданину не платить налог с продажи второго по счету жилья, если оно у него появилось в собственности менее года назад. Сделано это для того, чтобы не усложнять жизнь тем собственникам, которые сначала покупают новое жилье, и лишь потом продают старое.

 

С другой стороны, для борьбы с недобросовестными продавцами, которые занижают стоимость жилья в договоре, чтобы избежать уплаты подоходного налога, Минфин разработал норму, по которой НДФЛ в любом случае будет рассчитываться от 70% кадастровой стоимости жилья, которая формируется на базе среднерыночных цен на жилье в вашем регионе. То есть занизить в договоре стоимость продаваемой квартиры ниже этой планки продавцам теперь не удастся. Опять-таки регионам дается право ужесточить эту норму, подняв планку до 90%, что оставляет продавцам еще меньше шансов уйти от налогообложения.

 

Очевидно, что поправки Минфина к Налоговому кодексу еще потребуют доработки, к ним уже возникли вопросы у профсообщества — они не только усложняют всю конструкцию взимания налога на доходы физических лиц, но и вызывают сомнения с точки зрения справедливости. Например, продавец единственного дорогого особняка под налогообложение не попадет, в то время как продавец доставшейся ему по наследству бабушкиной "хрущевки" заплатит полагающиеся ему 13% налога.

 

Все выше, и выше, и выше

 

В целом, все последние инициативы Минфина говорят о наличии у финансового ведомства сильного желания увеличить норму налогообложения граждан как последнего источника "свободных" денег в экономике. Минфин отчаянно нуждается в деньгах, чтобы удовлетворить растущие расходные аппетиты федерального и региональных бюджетов.

 

Так, в настоящее время в правительстве находится на рассмотрении инициатива о возрождении в России похороненного 10 лет назад налога с продаж в размере 3%, который придется платить всем розничным покупателям товаров и услуг. За введение нового налога потребителям придется раскошелиться дополнительно на 250–280 млрд рублей в год.

 

Кроме того, лежащий в Думе законопроект Минфина о замене сегодняшних налогов на имущество и землю одним — налогом на недвижимость, планируется ввести в действие уже с 2015 года. Переход на новую систему уплаты налога займет пять лет — с 2015 по 2019 год. При этом с 2020 года ставка налога будет повышаться повсеместно каждый год еще на 20 процентов. Но предполагается, что в 2025 году ставка расти прекратит. И в этом случае, по подсчетам Минфина, доходы региональных бюджетов уже в 2015 году вырастут в 1,5 раза, или на 55 млрд рублей от уровня 2013 года. Понятно, что деньги не возникнут из воздуха — на ту же сумму уже в следующем году похудеют кошельки собственников недвижимости.

 

Комментарии

Список комментариев пуст

Оставьте свой комментарий